26/03/2024 Услуги перевода Цены Акции Статьи Блог Отзывы Контакты Заказать перевод

Сниженная лексика в кинофильмах на французском. Часть 7

Страницы 1 2 3 4 5 6 7

He следует забывать, что художественное произведение вообще представляет собой некий конструкт реальной ситуации, квинтэссенцию реально возможного общения людей. Время в художественном тексте многократно сжато, сконцентрировано по сравнению с реальным. В результате одной из условностей художественного текста является то, что речь персонажа передается там, как правило, не целиком, не как естественный речевой поток, а выборочно, как передача наиболее существенного, с точки зрения автора, достаточного для раскрытия характеристики событий и психологии действующих лиц. Данные рассуждения значимы и для кинодиалога.

Отец Танги является высокопоставленным чиновником, вхожим в кабинеты министров. Семейная ситуация доводит его до состояния аффекта, когда он буквально теряет всю свою респектабельность. Внимательный анализ исходного и переводного текстов приведенного эпизода фильма показывает, что переводчик осуществил некоторый недоперевод, почти вдвое сократив вторую реплику Поля. Грубо-уничижительная брань отца по отношению к сыну даже в несколько сокращенном виде оказывается более чем достаточной для достижения искомого прагматического эффекта. Переводчик и не пытался скрыть то, что скрыть невозможно, сохраненной информации вполне достаточно для выполнения сниженной лексикой своей эмоционально-экспрессивной функции.

В примере 13 переводчик вообще не имеет возможности смягчить инвективу, обычно звучащую как междометие, поскольку это привело бы, во-первых, к отходу от текста оригинала, а во-вторых, к нарушению адекватности перевода. Дело в том, что Эдит, жена Поля, только что ему изменила с одним из однокашников сына и теперь жестоко страдает. Поэтому любой, даже косвенный, намек на происшедшее вызывает у нее соответствующую реакцию:

13. Paul pousse un soupir en se frottant lourdement le visage. — Поль тяжело вздыхает, спрятав лицо руками.
Paul: Oh, putain... — Ой, бля...
Edith (malheureuse): С'est de moi que tu paries? — Это ты про меня?
("Tanguy")

Проведенное исследование показывает необходимость учета сниженности кинодиалога как для сохранения общей тональности фильма в целом, так и для адекватной речевой характеристики киногероев как важной составляющей художественного образа.
Закончить же наше небольшое исследование хотелось бы следующими словами: 

"Любой перевод можно сделать лучше, следовательно, ни один перевод не может рассматриваться как окончательный. <...> Ведомый произведением-источником, переводчик должен, насколько это возможно, участвовать в творческом процессе и также создавать литературный текст. Поэтому мы можем утверждать, что вместе с писателем переводимого произведения переводчик спускается в ад художественного творчества со всей его недосказанностью, нехваткой слова, неопределенностью, двусмысленностью. И в ходе своей переводческой работы он приоткрывает тайну письма, сам становясь писателем".

("Toute traduction pourrait etre meilleure, aucune traduction n'est done definitive. <...> Le traducteur, guide par l'ceuvre-source, doit recreer autant que possible pour que son texte soit aussi litteraire. Aussi poumons-nous affirmer que le traducteur entreprend, avec l'ecrivain traduit, la descente aux enfers de la creation artistique, avec tout ce qu'il peut у avoir de silence, de non-dit, d'absence de mot, d'indetermination, d'ambigui'te. Et pendant la duree de son travail de traduction, il devoilera un peu le mystere qu'est toute ecriture, devenant lui-meme ecrivain").

Страницы 1 2 3 4 5 6 7

Примечания

  1. Gak V.C. Traduction: art ou science? // Equivalences. Vol. 24/2, 25/1—2. Bruxelles, 1994-1995. P. 6. 
  2. См.: Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. 3-е изд., испр. и доп. СПб., 1999. С. 79.
  3. Солганик Г.Я. Русский язык и современная журналистика // Актуальные проблемы текста: лингвистическая теория и практика обучения / Материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 85-летию доктора филол. наук проф. О.А. Нечаевой (23-24 апреля 2004 г.). Улан-Удэ, 2004. С. 18.
  4. См.: Жельвис В.И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира. М, 2001. С. 173.
  5. Dossier: Les gros mots // Nouvel Observaleur. 1993. N 457. 5—11 aout. P. 68.
  6. Guiraud P. Les gros mots. Quatrieme edition. Paris, 1991. P. 5.
  7. Щетинкин В.Е. Пособие по переводу с французского языка на русский: Учеб.пособие. М., 1987. С. 123.

Да, переводим-с:

Список языков